Начнём с малого. С внешности красавца-рыцаря.
Рост средневекового сердцееда был метр шестьдесят с кепкой( в смысле, со шлемом). Небритое лицо с клочковатой бородой обезображено оспой, которой на материке болели все поголовно. К следам оспы прилагался полный букет плохо залеченных венерических заболеваний. Через всю рожу - шрам от меча более проворного коллеги. Ухо раздроблено протазаном( род алебарды), когда сражался где-то, с кем-то, под чьими-то благородными знамёнами.Обтерханный грязно-белый плащ и не знавшие рук прачки одежды полны блох и вшей. Поэтому твой рыцарь постоянно чешется, что-то стряхивает и тихо матерится на староваллийском.
Впрочем, есть и свои плюсы.
Во-первых, телом рыцарь действительно хорош( таскание на себе 60кг. металла, размахивание боевым мечом и топором, ежедневные тренировки с копьём, охота и верховая езда не прошли даром)
Во-вторых, ты его можешь легко узнать по запаху. Даже на расстоянии пары лье.
Ты, конечно, думаешь - по запаху роз. На худой конец фиялок, которые он накосил двуручным мечом на ближайшей альпийской лужайке. Увы, Пах твой возлюбленный взмыленной лошадью, железом, кожей и потными ногами. А изо рта с десятью зубами веером( профессия стоматолога появится только через400 лет) распространял амбре, валившее с ног боевого коня. Пиво с чесноком( для дезинфекции) - обычный паёк - по случаю очередной великой победы в очередной великой битве, щедро заполированные вином. В итоге получился богатый перегар: один раз вдохнёшь, всю жизнь не забудешь.
Только не вздумай намекать ему, чтобы прополоскал рот. Вода - это для простолюдинов, а ему подавай бургундское, на худой конец эль. Рук он мыть тоже не будет - он тебе не мавр или сарацин, у которых подобное в чести, а праведный христианин.
Мылись эти ребята в своей удалой рыцарской жизни два раза:
в день первого причастия и на собственных похоронах. Притом, что под кольчугой и латами даже в 30 градусную жару носили войлочную рубаху( чтобы доспехи при пробивании острыми предметами не поранили своими зазубренными краями рыцарского тела).
Кстати, доспехи эти они в походах не снимали сутками. Повторяю - сутками!
Процедура надевания лат была занятием утомительным и кропотливым, даже с оруженосцем это занимало гне менее получаса. А посему малую нужду твой дорогой справлял, не слезая с коня - прямо в латы. Особо брезгливые( если таковые случались) приказывали оруженосцу окатить потом их парой ведер воды - и вся гигиена."
Хорошо сказал Валентин Пикуль по этому поводу:
"Не верьте воздушным прелестям портретов былого - их оригиналы были корявыми".
Что интересно, феномен "немытой средневековой Европы" состоял не только в том, что были вырублены леса и дрова были дороги, но и потому ещё, что в те смутные времена уход за телом считался грехом. Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения.
Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Доходило до того, что в уставе католического женского монастыря св. Клариссы в Мюнхене сестрам запрещалось пользоваться бумагой после посещения уборной! Результат не заставил себя долго ждать. В середине XIV веке по всей Европе прокатилась волна страшной чумы, унесшей жизни миллионов людей.
А ещё человек в средневековой Европе не мог уеденится для принятия водных процедур под страхом обвинения в колдовстве. К воде церковь относилась трепетно, и такие обвинения грозили костром. А бани (ею же, церковью) были признаны безнравственными по причине нахождения голых людей в одном помещении.
В последующие века с гигиеной было ничуть не лучше.
К примеру сказать, при Людовиках в Версале не было ни одного туалета. Во время балов в залах ниши завешивались тканью или ширмами, за ними выставлялись специальные вазы, куда отправлял нужду всякий желающий. Кто не успевал - просто использовали темные углы. Кстати, запахи во дворце частично остались.
Дамы спасались от блох специальными блохоловками или нательными блошатницами. В 18 веке ещё, заметим.
Это были такие небольшие изящные бутылочки из стекла, обмазанные изнутри салом, куда забирались блохи, а обратно вылезти уже не могли.
Либо другая модификация - коробочка украшенная драгоценными каменьями, с маленькой дырочкой и конским волосом внутри, в нее капали мёд и блохи, привлеченные запахом оставались в блошатнице жить-поживать. Были ещё блохоловки, в виде шкурок соболя или горностая, или куницы, они крепились к поясу женского платья и считалось, что блуждающие в складках одежды блохи непременно должны перебраться на этот мех. Вот тут замечательная подборка меховых блохоловок - http://eregwen.livejournal.com/305229.html
Часто на портретах того времени можно видеть дам с маленькими белыми собачками. Это тоже своего рода были блохоловки. У животных с белой шерстью кожа тоньше, что на блошиный "зуб" предпочтительнее.
под картинкой текст